Храм святого Филарета Милостивого
Таинство Крещения
Об особенностях совершения Таинства Крещения в больничных условиях можно узнать у священника или у дежурного по храму
Таинство вступления в Церковь: Крещение и Миропомазание
Крещение - это первое таинство, которое воспринимает верующий во Христа и желающий стать христианином человек, оно является таинственной дверью, которой он входит в Церковь и её мистическую жизнь.
Таинство Крещения было установлено Самим Иисусом Христом, когда Он при Своём Вознесении на небо, заповедал совершать его своим ученикам.
Духовная суть таинства Крещение заключается в возобновлении связи человека с Богом, в возможности снова быть в теснейшем общении с Ним, которая была утрачена из-за нарушении в раю Адамом и Евой первой божественно заповеди. В Крещении происходит разрушение союза человека с дьяволом, который проявляется в том удобстве, с котором воля человека склоняется ко злу. В Крещении каждый из нас освобождается от этой власти и может достигнуть христианского совершенства, заключающегося в таинственном единении человека с Богом.
В древней Церкви Крещение совершалось, как правило, несколько раз в год накануне больших Церковных торжеств – Пасхи, Рождества Христова и Пятидесятницы. Следы этого до сих пор видны в особенностях богослужений этих праздников. Однако, в принципе, крестить могли в любой день и в любое время. Со временем традиция массового и торжественного крещения во многом была утрачена, и сегодня это таинство совершается либо по мере необходимости, либо по заведенному в конкретном храме порядку.
Само чинопоследование таинства состоит из нескольких этапов, между которыми в древности имелись некоторые промежутки времени, подчас весьма долгие. Сейчас же для удобства все части таинства совершатся сразу. Давайте кратко рассмотрим их.
Весь обряд Крещения можно разделить на четыре основные части: обряды и молитвы, предшествующие Крещению, чин оглашения, чин Крещение и таинство Миропомазание.
Обряды и молитвы, предшествующие Крещению
Первая часть обряда начинается с наречения имени. Священник осеняет новокрещаемого крестным знамением и читает молитву, в которой просит, чтобы Крест Христов запечатлелся в сердце и уме этого юного христианина, дабы сторониться ему от мирской суеты, служения злу и стремиться жить по заповедям Божиим. Именно с наречения имени человек становится христианином, хотя он еще и не крещен. Таким образом, в обряде наречения имени человек не просто нарекается определенным личным именем, но и именем Христа – отныне он христианин.
Кстати, выбор имени младенцу совершают его родители, и в связи с этим порой испытывают некоторые затруднения. В Церкви принято давать имена в честь святых угодников Божиих с тем, чтобы иметь этих угодников небесными покровителями и молитвенниками за крещаемого человека.
Следующим обрядом чинопоследования становятся молитвы, возносимые за мать ребенка. Сущность этих молитв состоит в том, чтобы отлученную от храма на время родов и послеродового очищения родильницу снова ввести, по истечении сорокадневного срока, в храм.
Дело в том, что христиане всегда регулярно участвовали в богослужении и часто причащались святых Таин Христовых; роженица могла не быть в храма от полутора месяцев и более. Это очень большой срок, по истечении которого ее нужно было как бы «заново» вводить в храм, для чего и читались специальные молитвы.
Священник возносит молитву сперва о матери, чтобы Господь сотворил ее достойной причащаться Тела и Крови Христовой, а потом о рожденном от нее младенце, чтобы Господь возрастил, освятил, вразумил, и на всякое благое дело благословил его. Раньше эти молитвы читались на сороковой день по примеру Божьей Матери, Которая на 40-ой день после рождения Иисуса Христа принесла Его в храм представить пред Господом; сейчас же они чаще всего читаются либо непосредственно до, либо сразу после Крещения, это уж в каком храме как заведено.
Чин оглашения
В ранней Церкви взрослого человека, пожелавшего принять крещение, приводили к местному епископу его будущие восприемники (поручители), или, как мы сейчас говорим, - крестные. Это были члены христианской общины, которые свидетельствовали о серьезности и искренности намерений человека. Получив такие заверения, епископ вносил его имя в списки оглашенных. И с этого времени человека наставляли в вере – оглашали.
Сейчас существует специальная молитва «во еже сотворити оглашенного». С нее начинаются священнодействия чина оглашения. И первое священнодействие - это возложение руки, жест защиты и благословения. Рука священнослужителя символизирует руку Самого Господа Иисуса Христа, которая защищает, дает прибежище, дает покровительство.
В молитве священник просит Господа наполнить оглашаемого крепкой верой, надеждой и любовью, чтоб познал он Бога всем сердцем своим. Просит также и о том, чтобы Господь помогал человеку соблюдать заповеди Божии и вести духовную жизнь, вписал его «в книгу жизни», и соединил его Святой Церкви. Просит также, чтобы Господь всегда слышал молитвы этого человека, благословлял дела его и всегда был милостив к нему.
Затем священник произносит целый ряд особых молитв, обращенных не к Господу, а к сатане. Это молитвы-запрещения. В этих молитвах священник именем Божиим повелевает сатане отступить от крещаемого, не творить ему вреда и впредь не возвращаться к нему. Эти молитвы заканчиваются просьбой ниспослать ему Ангела-Хранителя.
После этого совершается чин отречения от сатаны. Происходит это следующим образом: человек вместе с крестными (или крестные с младенцем на руках) поворачиваются лицом на запад – символ тьмы и темных сил, и священник трижды громко спрашивает его: «Отрекаешься ли от сатаны, и всех дел его, всех ангелов его, и всякого служения ему и всякой гордыни его»? На что оглашаемый (или его крестные, если оглашаемый младенец) трижды отвечает: «Отрекаюсь».
«Отречься от сатаны» – это значит отказаться от греховного образа жизни; Таким образом объявляется духовная война между добром и злом, которая будет проходить в сердце этого христианина.
Но как же можно вести в одиночку такую серьезную войну? Нужно примкнуть к Богу, встать под Его защиту, «сочетаться Христу». Для этого священник поворачивает оглашаемого к востоку, и трижды спрашивает его: «Сочетаешься ли Христу»? - и после ответов оглашаемого спрашивает: «И веруешь ли Ему»? «Верую Ему, как Царю и Богу» - отвечает оглашаемый, и далее провозглашается «Символ веры».
В конце чина оглашения священник молится о том, чтобы Господь сподобил оглашенного принять Крещение, что отринул его ветхость, обновил его к вечной жизни и наполнил его силой Святого Духа.
На этом оканчивается чин оглашения.
Крещение
Сам чин крещения начинается с освящения воды. В молитвах и действиях при освящении воды священник просит Господа освятить воду и ниспослать на нее силу избавления от власти зла, сделать ее источником жизни, исцеления и нетления; наполнить ее духовной силой, сотворить ее способной очищать от греха, просвещать разум и сердце, обновлять дух и отгонять всякий навет видимых и невидимых врагов. А, самое главное, священник испрашивает у Господа освятить воду таким образом, чтобы крещаемый в ней как бы заново родился.
После молитв об освящении воды священник молится и о крещаемом. В своих молитвах он просит Бога сделать крещаемого сыном света и наследником вечных благ, помочь сохранить ему чистоту духовной жизни, а также избавить его от скорбей. При этом Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.
Далее следует помазание оливковым маслом или, как его ещё называют, елеем.
Среди прочего необходимо обратить внимание на одно очень важное молитвенное прошение, которое на русский язык можно перевести так: «Чтобы быть ему сросшимся со смертью Христовой и приобщиться Христову Воскресению». Отсюда понятно, что речь идет как бы о «смерти» крещаемого. Почему же в чине Крещения говорится о том, чтобы крещаемому «приобщиться смерти»? Оказывается, здесь мы имеем указание на величайший и подлинный смысл Крещения, которое есть таинство сораспятия Христу, соумирания с Ним, таинство смерти для прежней греховной жизни и воскресения в жизнь новую, вечную. Крещение есть не просто духовное очищение, а именно умирание для зла и греха, и одновременно новое рождение для новой, духовной жизни.
В древности об этом напоминал еще один обряд, который в греческой Церкви сохраняется до сих пор, и который совершался непосредственно перед самым Крещением: все тело крещаемого умащалось елеем, что означало не что иное, как символическое приготовление к погребению. Дело в том, что на востоке перед погребением тело умершего натиралось благовониями. В наше время сохраняются в несколько видоизмененном
состоянии следы этого древнего обряда – в освященную воду непосредственно перед Крещением вливается елей. На практике чаще всего священник кисточкой троекратно помазует воду елеем. Впрочем, крещаемый также помазуется освященным елеем непосредственно перед Крещением.
После Крещения на новокрещенного одевается нательный крест во всегдашнее напоминание о новом служении Иисусу Христу, о несении своего жизненного креста, а также как видимое свидетельство принадлежности к Православной Церкви и исповедания христианской веры.
Одевают новокрещенного и в белую одежду, которая символизирует чистоту души, приобретенной в таинстве Крещения, и вместе с тем чистоту жизни, к которой обязуется человек после Крещения.
Итак, Крещение совершилось. Но чинопоследование еще не окончилось. Следующий этап – Миропомазание.
Миропомазание
Миро – это специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве Миропомазания для помазания тела человека. Используется также и при освящении вновь построенного храма. Ранее миро использовалось еще при помазании на царство, почему царей и называли «помазанниками Божьими».
Установление таинства Миропомазания восходит к апостольским временам. В первоначальной Церкви каждый новокрещеный получал благословение и дар Святого Духа через возложение рук апостола или епископа.
Впоследствии с умножением христиан из-за невозможности личной встречи каждого новокрещеного с епископом возложение рук епископом на новокрещенных было заменено Миропомазанием.
В Православной Церкви Миропомазание совершает священник, однако само миро приготовляется и освящается епископом, а в современной практике правом освящать мира обладает только предстоятель поместной Церкви.
Перед Миропомазанием священник произносит молитву, в которой благодарит Господа за духовное возрождение новокрещенного и просит укрепить его в православной вере и духовной жизни, а также сотворить наследником Царства Небесного. После чего помазывает человека миром, произнося при этом: «Печать дара Духа Святаго».
Таким образом, можно увидеть, что через таинство Миропомазания человеку подаются особые духовные силы- дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной жизни.
А что же такое «духовная жизнь», для которой так много всего совершается? Духовная жизнь – это общение с Богом, уподобление Ему и единение с Ним. Целью духовной жизни является «обожение», т.е. теснейшее единение человека с Богом. Таинство Миропомазания
открывает нам эту возможность. Собственно, в этом и заключается основной смысл, значение и цель Миропомазания.
Наконец, после Миропомазания новокрещенному дается зажженная свеча, которая символизирует свет веры Христовой и трижды совершается обхождение вокруг купели с пением молитвы: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия». То есть, крестившиеся «во Христа» во Христа и облеклись духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, — словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову, в нового человека. А само обхождение вокруг купели символизирует тот жизненный путь, который отныне начинается для новокрещенного – путь жизни со Христом и во Христе. Также круг символизирует вечность, и таким образом человек «обручается» вечности.
Затем совершается чтение фрагмента послания апостола Павла, в котором он разъясняет смысл Крещения:
В нем говорится о том, что с момента своего крещения христианин умирает для греха и возрождается для новой святой жизни, подобно тому, как и Христос, пострадавший и умерший на кресте, воскрес из мертвых и живет вечно «для Бога». И освобождение от рабства греху делает христианина истинно-свободным.
Следом за чтением отрывка из послания апостола Павла читается отрывок из Евангелия, в котором рассказывается о том, как Христос, после своего Воскресения, встретился с одиннадцатью Своими учениками и благословил их идти ко всем народам чтобы крестить их, уча соблюдать все Его заповеди.
Нам осталось рассмотреть с вами завершение чина Крещения, которое тоже весьма важно и поучительно.
После ряда молитв, в которых содержится ходатайство о крестных родителях и прошения о том, чтоб Господь сохранил непоколебимой веру Своего нового подвижника, священник постригает нового христианина.
Обычай этот своими корнями уходит в глубокую, еще дохристианскую древность - в Греции и Древнем Риме постригали рабов. Таким образом пострижение символично говорит о том, что этот человек – раб Божий. Возможно, что для современного человека такое именование кажется смутительным или даже унизительным. Однако, если вдуматься, именование раб Божий означает "со-работник" Богу- того, чья воля, мысли и дела совпадают с замыслом Бога о человеке и мире. А кроме того, рабство Богу означает, что человек не может отныне принадлежать никому и ничему иному: как пишет апостол Павел, « я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8. 38-39).
Итак, мы кратко рассмотрели чинопоследование таинства Крещения. После ознакомления с содержанием тех молитв и песнопений, которые звучат в храме во время Крещения, а также их смысла, нам должно быть понятно, что Крещение человека – это
только лишь начало его духовного пути. Через Крещение человек вступает в Церковь, становится Ее членом. Через эти обряды, священнодействия, через эти Таинства человеку преподается особая сила. Церковь как бы «облекает» Своего нового «война» в духовное оружие. Отныне он должен будет вести духовную брань и со своими немощами, и с несовершенством внешнего мира, и вместе с тем раскрывать и воспитывать в себе добродетели, служа добру и правде. Он принял на себя имя Христово и главная задача его - уподобиться Христу!
Креститься нужно не для того, чтобы жить в согласии с Богом в Его Церкви. Не «на всякий случай», не для того, чтобы «не болеть», или чтобы «Господь сохранял», а чтобы войди в духовную жизнь Церкви, стать Ее членом, чтобы вести христианскую жизнь в исполнении заповедей Божиих, и чтобы быть с Богом.